Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 22 г. Томска
15.09.2019, 23:18

/ Воспитание / Для Вас, родители. Советы психолога

Советы даёт школьный психолог - Черепанова Юлия Петровна

Контактный телефон:  98-11-77

Часы приёма:

Для обучающихся:

Понедельник 15.30 - 16.30;  четверг  16.00-17.00;   суббота  9.00-11.00

Для родителей:

Понедельник  17.00-18.30;  вторник  16.00-18.30;  суббота  9.00-11.00

Для педагогов:

Понедельник  17.00-18.30;  четверг  16.00 -17.30;   пятница  17.00-18.30

 График консультаций педагога-психолога

Программа психологического сопровождения участников образовательного процесса МАОУ СОШ №22 г.Томска

Информационный буклет для родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ

Памятка для родителей

Если ребенок застенчив...

- Выражайте безусловное расположение ребенку.

- Обращайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только та­кое общение не спровоцирует повышения уровня тревожности.

- Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способно­стей и знаний, но также эмоций и чувств.

- Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее по­просить.

- Заранее разъясните ребенку новую ситуацию, и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.

- Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и пере­носить поражения. Учите тому, что неудача - это либо неправильно выбран­ная цель, либо неправильно выбранные средства.

- Помогите застенчивым найти и оценить в себе все то, что есть в них хороше­го, приучая принимать похвалу без излишнего смущения.

- Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям.

- Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны.

- Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успо­каивает, лечит и стабилизирует ребенка.

- Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми.

- Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям.

- Обращайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, "глаз-в-глаз", т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в про­цессе разговора.

- Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее по­просить.

- Создайте атмосферу доверия в своём доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и искренне. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.

 

 Если Ваш ребенок рассеян...

- Принимайте ребенка таким, какой он есть.

- Не ругайте за то, что он рассеян.

- Не ставьте рабочий стол ребенка рядом с окном. Уберите с него посторонние предметы. Устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной дея­тельности.

- Научите ребенка планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий научите пользоваться алгоритмами (программой действий) и на пер­вых порах помогите их составить.

- Поддерживайте четкий распорядок дня.

- Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций и зада­ний.

- Давайте ребенку только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения. Во время работы не отвлекайте его.

- Учите ребенка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять действия, сличать результат с запланированным.

- Научите рассеянного ребенка вязать, шить, вышивать, фотографировать, вы­жигать и т.п., так как эти виды деятельности способствуют развитию усидчи­вости и сосредоточенности.

- Поручайте рассеянному ребенку ответственные задания, требующие поэтап­ного достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его.

- Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо тетради, выполнить кропотли­вую работу (н-р: перебрать пшено и т.д.).

- Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности.

 

 

 Если ребенок агрессивен...

- Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.

- Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня что ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.

- Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его воз­можности.

- Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

- Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.

- Расширяйте кругозор ребенка.

- Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом.

- Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней внимания окружающих.

- установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Попытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их. -   Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл.

бороться с агрессивностью нужно:

- Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у роди­телей.

- Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

- Отвлечением, Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

- Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка - подождите, пока посту­пок повторится.

- Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это побудит в нем желание еще раз ус­лышать вашу похвалу.

 

 

Десять «Нельзя» для родителей

Правил о том, как воспитывать ребенка, пригодных на все случаи жизни, не существует. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальные и наши с ним отношения. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребенком без исключения. Речь идет о том, чего родителям делать нельзя.

Если мы хотим воспитать человека, которому присуща самодисциплин, нам надо в первую очередь развивать его самосознание, стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировался положительный образ самого себя, и избегать всего, что разрушает этот положительный образ.

Что греха таить, даже самые терпеливые родители время от времени в «расстроенных чувствах» все пользуются недозволенными мерами, но нередко к ним прибегают просто по незнанию. Давайте запомним недозволенные в воспитании приемы так же хорошо, как мы помним заповедь «Не убий!»

Не унижай ребенка!

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.

Не угрожай!

«Если ты еще раз сделаешь - ты у меня получишь!» «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя...» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка - бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны - они не улучшают поведения.

Не вымогай обещаний!

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» - и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и его сестра, угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово - это одно, а дело совсем другое.

Не опекай излишне!

Это умаляет ребенка в его собственных глазах. Излишняя опека приучает его к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он сможет сделать сам!»

Не требуй немедленного повиновения!

Представьте, что муж говорит вам: «Дорогая, брось все сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать» - тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: «Ой, мам! Я еще поиграю». Слепое формирование независимого, самостоятельного человека.

Не потакай ребенку!

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им: «Нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.

Будь последователен!

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник, вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу - «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.

Не требуй того, что не соответствует возрасту ребенка!

Если вы ждете от своего двухлетнего малыша, чтобы он слушался, как пятилетний, то этим вы провоцируете у него неприязнь к вам. Вы требуете от него зрелости поведения, на которую он еще не способен - это плохо сказывается на развитии его самосознания.

Не морализируй и не говори слишком много!

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам, они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали... Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: « То, что ты сделал, это плохо. Ты плохой, потому что эго сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что мама сделала для тебя?» Один ребенок в школе так пугал своего сверстника: «Я тебя ударю, я тебя разрежу на мелкие кусочки, я ... я тебе все объясню!»

Не лишай ребенка права оставаться ребенком!

Представьте себе, что вы педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо, к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!

 

 

Как развивать чувство ответственности в детях

 

 Памятка родителям первоклассника

Как преодолеть "школьную фобию"

Как помочь детям развить положительные качества

Как помочь детям с нарушениями в общении

 Родителям о наказаниях

Что нужно знать, чтобы помочь ребёнку учиться

Адаптация первоклассника

 "Школьная фобия"

Чему необходимо научить ребёнка

Родителям о наказаниях

Как помочь ребёнку развить положительные качества

Как играть с агрессивными детьми

Психотерапия неуспеваемости

Профилактика суицидального поведения      видеоролик А.Н.Кортнева, декана факультета поведенческой медицины и менеджмента ФГБОУ ВО Сиб ГМУ Минздрава России

 

Советы выпускникам

Как подготовиться к сдаче экзаменов

 Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов

 Как готовиться к экзаменам

 Памятка для выпускников

 

План логопедического сопровождения детей группы дошкольного образования

МАОУ СОШ № 22       E-mail: school22@sibmail.com