Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 22 г. Томска
15.09.2019, 23:40

/ Развитие / Дополнительное образование

   Структура дополнительного образования 
                                        

  Результативность работы дополнительного образования

1.         Эстетическое направление

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ МАОУ СОШ № 22 г. ТОМСКА

В нашей школе работают 16 кружков, студий, спортивных секций, в которых занимаются около 500 обучающихся МАОУ СОШ № 22 г. Томска. В школе созданы все условия для внеурочной деятельности школьников и организации дополнительного образования. Это высококлассные специалисты, имеющие высшую и первую квалификационную категории, в совершенстве владеющие тем, чему учат детей. Для воспитанников созданы все условия: прекрасно оборудованы помещения, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам. 8 кружков и студий эстетического направления  реализуют программы по декоративно-прикладному искусству:

·        студия «Русский сувенир», руководитель Т.М  Хохрякова,

·        «Мягкая игрушка», «Вышивание крючком» - Т.В. Вялкина,

·        кружок «Юный дизайнер» - Т.Ю. Петрова,

·        кружок «Русский умелец» - В.А. Телков,

·        кружок «Рукодельница» - Н.Н. Гордеева,

·        студия эстрадной песни «Созвучье» - А.И. Антонова,

Данными объединениями охвачено более 250 обучающихся.

Декоративное искусство играет важную роль в эстетическом воспитании детей, т.к. творчеству народного мастера и творчеству ребёнка родственны и близки мироощущения, и главным критерием подобной близости является декоративность и красочность создаваемых им образов, особое чувство ритма, обобщённой пластики форм и любовь к узорчатости орнамента.

Изучением декоративно-прикладного искусства и народных промыслов занимается студия «Русские сувениры», руководитель Хохрякова Т.М. Педагогом составлена своя программа. В 1997 году на региональном конкурсе авторских программ она стала Лауреатом авторской программы. В 1999 г. приняла участие в I областном конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и заняла I место в номинации художественно-эстетическое творчество, а в 2002 году награждена знаком Почётный работник общего образования РФ.

      Педагогом изданы 4 методических сборника:

1997 г. «Русский сувенир»; (издательство «Твердыня»)

1998 г. «Матрёшка в жизни ребёнка»; (издательство «Твердыня»)

1999 г. «Пасхальное яйцо – русский сувенир»; (издательство «Твердыня»)

2002 г. Сборник «Русский сувенир» (издательствово «Твердыня»)

Программа делится на две ступени первая – 3-летнее обучение для всех желающих, вторая 2- летнего обучения для ребят увлечённых, которые уже более осознанно подходят к выбору занятий, необходимых для расширения своего кругозора и практического применения в быту полученных занятий и навыков.

В программу включены самые известные не только у нас в стране, но и далеко за её пределами народные промыслы: это хохлома, Городец, Гжель, русская матрёшка, художественные лаки; ребята осваивают Урало-Сибирскую роспись, росписи Приморья и Мезени, а к Пасхе расписывают пасхальные яйца. 

Теория сочетается с практикой. Художественная деятельность подростков на занятиях находит разнообразные формы выражения: знакомство с работами народных мастеров, (привезённых из турпоездок в места зарождения народных промыслов), копирования их работ, которое вызывает желание научиться делать такие же красивые вещи, самостоятельные работы и творческие проекты

Ребята принимают самое активное участие во многих выставках и ежегодно занимают призовые места.

Чудесные матрёшки знакомы многим жителям области и гостям города. Творческие работы студийцев приносят эстетическое удовольствие всем, кто побывал на выставках. Об этом красноречиво говорят многочисленные отзывы   и награждения.

Кружок «Мягкая игрушка», «Вязание крючком» объединяет ребят разного возраста, и руководит им талантливый педагог Т.В. Вялкина.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Занятия проходят в специализированном оборудованном кабинете технологии. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями детей. В процессе занятия сочетается групповая и индивидуальная работа. Навыки, которые ребята приобретают на занятиях в кружках, пригодятся в жизни каждому. Умение делать своими руками красивые вещи, игрушки, сувениры доставят много радости как самим ребятам, так и их родителям, друзьям, ведь никогда купленная игрушка не заменит ту, что сделана своими руками, т.к. в неё вложен собственный труд ребёнка, его фантазия, терпение.

Кружок «Твори, выдумывай, пробуй» возглавляет Т.Ю. Петрова – педагог высшей квалификационной  категории. Работа кружка строится на образовательной программе по курсу «Юный дизайнер». Программа предполагает знакомство обучающихся с первоначальными сведеньями об истории дизайна, его видах и стилях, о профессии дизайнера, об основах композиции. Тем самым курс помогает воспитанникам в выборе будущей профиля в рамках предпрофильной подготовки в течение 9 класса.

Программой уделяется большое внимание вопросам совершенствование художественного образования и эстетического воспитания школьников, предусматривается знакомство с особенностями художественного конструирования, истории дизайна, выполнения практических заданий. На занятиях кружковцы знакомятся с эстетическим значением зимнего букета, занимаются аранжировкой на плоской и объёмной основе, изучают икебану, граттаж. Работают с самыми различными материалами.

Благодаря инициативе и выдумке педагога и кружковцев школа преображается к каждому знаменательному празднику. Ребята также принимают участие в городских, областных конкурсах и выставках. На счету у кружковцев немало призовых мест.

В кружке «Русский умелец» занимаются 42 обучающихся. Руководит кружком учитель трудового обучения отличник образования с большим педагогическим стажем и опытом работы В.А. Телков. Кружок существует с 1989 года. В программе «Русский умелец» три направления:

·        художественная обработка дерева;

·        художественная обработка бересты;

·        токарная обработка древесины и лозоплетение.

Ребята с удовольствием заниматься по всем направлениям. Из бересты создают различные предметы быта и картины. Картины выполняются по собственной технологии: сочетание аппликации с выражением, при этом береста расщепляется, в результате чего изменяется цветовая гамма, что и используется для составления композиции картин. Лучшие работы ежегодно отправляются на выставки городского и областного уровня. Интересные работы, где ребята проявляют максимум творчества, это работы из дерева: выточенные и разрисованные под исторический сюжет шахматы, подсвечники, разделочные доски, деревянная посуда и многое другое.

Большое внимание в своей работе педагог уделяет эстетическому направлению работ. Кружковцы «Русского умельца» часто объединяют свои усилия со студией «Русские  сувениры», и  тогда  рождается  интегрированные  проекты.  Так  в  2006 году на молодёжном форуме г. Северске совместная группа ребят была награждена Дипломом Гран-при за проектную работу «Городецкие мотивы в русском застолье», где выставочная кухонная посуда и столовый сервиз были расписаны студийцами.

Кружок вязания «Рукодельница» работает в нашей школе первый год. Руководит кружком педагог с большим опытом работы  Гордеева Наталья Николаевна. Данный кружок объединяет группу девочек из 1-2-х классов. Дети с огромным желанием идут на занятия, где учатся вязать крючком разнообразные изделия: игрушки, сувениры, различные кухонные прихватки.

К новогоднему празднику девочки связали красочные, яркие украшения, новогодние игрушки  и подарки. Надо отметить, что за короткий период, дети, не умеющие держать в руках крючка, быстро овладели приёмами вязания. С первого занятия педагог учила девочек выполнять вещи не только быстро, но и красиво, сочетать цветовые гаммы, чтобы изделие были аккуратные и приносили эстетическое наслаждение.

В школе после долгого перерыва возобновила свою работу студия эстрадной песни «Созвучие». (руководитель А.И. Антонова). Студия расширяет поэтический и музыкальный кругозор обучающихся, воспитывает чувство сопричастности к прекрасному, развивает внутренние способности к диалогу с культурой.

Музыка играет важную роль особенно в жизни подростков, песня становится кумиром и возможностью выразить себя, она является не только формой художественного отображения жизни, но и форм общения людей.

Цель программы студии «Созвучие» -  приобщение к основам мировой культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса, воспитание нравственных чувств, понимание истинных духовных ценностей.

В студии занимаются три группы обучающихся:

·        младшая группа – 22 обучающихся;

·        средняя группа – 20 обучающихся;

·        старшая группа – 15 обучающихся.

Все школьные праздники, юбилеи и  мероприятия студия сопровождает отдельными вокальными и групповыми музыкальными выступлениями и концертами. Ребята студии принимают активное участие во многих конкурсах различного уровня.

Развитием творческих способностей одарённых детей занимается литературный клуб «Истоки». Руководит клубом наша гордость Сабанцев А.Н. – Заслуженный учитель России, лауреат премии имени Н.К. Крупской, ветеран войны и труда, почётный житель п. Светлый, первый директор и основатель нашей школы.

Несмотря на  преклонный возраст, он живёт интересной творческой жизнью, заражая ею своих воспитанников и педагогов. Созданный им клуб «Истоки» привлёк к себе не только детей, но и многих учителей и талантливых жителей посёлка.

За три года  работы клуб создано 9 ученических альманахов «Роднички», один из которых «Нам эта память дорога», посвященный 60-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне, стал лауреатом Всероссийского конкурса «Салют, Победа!»

Этот кружок необходим школе и её ученикам, прежде всего потому, что он уже вписал  золотую страницу в их истории – это книги «Роднички», на страницах которых были опубликованы первые  художественные произведения почти сотни учащихся школы. А один из кружковцев,  тринадцатилетний Денис Катеринский, опубликовал свою первую фантастическую повесть «Приключение друзей» и фантастический роман «Ужасная лестница». Творческая поисковая группа обучающихся 9-10-х классов помогала собирать материал для юбилейной книги «У школьного порога» (к 25-летию нашей школы). Этот проект принимал участия и победил в номинации «За победу» в конкурсе проектов школьников в рамках городской программы для старшеклассников Детско-Юношеский Парламент.


2.         Спортивно-оздоровительное направление

Общешкольные спортивные мероприятия

Важное значение в системе физкультурно-оздоровительной работы школьников имеет организация и проведение спортивных мероприятий, и в частности таких, как спортивные праздники (например, День здоровья), спортивные фестивали (включающие, например, конкурсы силачей, бегунов, прыгунов и т.п.), спортивные соревнования по видам спорта. К каждому мероприятию  проводится соответствующая физическая и техническая подготовка, позволяющая ребятам демонстрировать свои достижения.

 Дни Здоровья

Дни здоровья проводятся 1 раз в четверть. Содержание массовых физических, спортивных и туристических мероприятий:

·        подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями, передача и ловлей мячей;

·        силовыми упражне
ниями;

·        с элементами футбола, баскетбола и других спортивных игр;

·        прогулки и походы с играми на местности, с проведением туристи-
ческих соревнований и конкурсов;

·        спортивные, многоборья, конкурсы на лучшего бегуна, метателя, силача, различные развлечения.

Классные руководители привлекаются к активному участию в Дне здоровья, помогают в организации мероприятий по отдельным видам программы.

Своеобразным и очень полезным Днем здоровья является туристический слет. Эта одна из традиций школы. Каждый класс идет на слет по указанному ему маршруту. Проводятся соревнования по туристической технике (укладке рюкзака, постановка и снятие палатки, разжигание костра, преодоление отдельных препятствий).

Программа праздника обычно включает:

·        торжественное открытие (парад участников, награждение и пр.),

·        спортивно-показательную часть (показательные выступления, соревнования) и массово-  затейную (игры, аттракционы, конкурсы).

Физкультурные праздники, как правило, организуются в связи с началом и окончанием учебного года, в Международный женский день 8 Марта, в различные юбилейные даты. Соответственно составляется программа праздника. Ко дню Победы 9 мая предусматривается программа военно-спортивной направленности, включающая, конкурс строя и песни, преодоление препятствий (комбинированная эстафета), эстафеты с макетами оружия, переноса раненых, эстафеты с волокушами, нагруженными предметами военного снаряжения, переправу на вездеходе, рукопашный бой, атаку с переползанием и метанием в цель гранат и т.д. Соответствующим образом подбираются и аттракционы, проводятся конкурсы массово-затейной части праздника.

 

3.         Социальное направление

В нашей школе созданы условия  для социального и профессионального саморазвития обучающихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций.

Основной задачей социальной деятельности является защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и школой.

Этапы социально-педагогической деятельности в школе:

1.Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов проводится посредством:

·        Изучения личностных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся.

·        Наблюдение за подростком в различных условиях,  жизненных ситуациях.

·        Изучение особенностей семьи ребёнка и её воспитательного потенциала.

·        Определение положения ребёнка в коллективе сверстников.

·        Выявление характера и особенностей ближайшего окружения ребёнка и его

·        положения.

2.Социально-педагогическая коррекция и реабилитация проводятся путём:

·        Организации социально-педагогического контроля за условиями воспитания и поведения ребёнка, подростка.

·        Социально-педагогической поддержки тех, кто испытывает затруднение из-за неблагоприятной обстановки в семье.

·        Помощи в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с проблемами в среде обитания подростка.

·        Предупреждения и пресечения всевозможных отклонений в поведении.

·        Координации отношений ребёнка с классным коллективом.

·        Оздоровления.

·        Консультирования родителей.

3.Профессиональная ориентация подростков предполагает:

·        Профессиональное просвещение.

·        Профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личностей к той или иной профессии.

·        Профессиональная консультация.

·        Профессиональное воспитание.

·        Проведение дискуссий, круглых столов, дебатов.

·        Проведение тренингов.

·        Анкетирование.

·        Ранжирование.

·        Диагностика личности ребёнка.

4.Работа с детьми  «Группы  риска» проводится через:

·        консультации, собеседование с родителями и детьми;

·        заседание Совета профилактики, ППМС-сопровождение;

·        направление подростка на комиссию по делам несовершеннолетних.

·        привлечение детей «группы риска» к занятиям в кружках и секциях,

·        трудоустройство в летний период.

Развитие школы невозможно без решения проблем, связанных с профилактикой безнадзорности, правонарушений, преступлений, употребления алкоголя, наркотиков среди обучающихся. Вопросы профилактики всегда в центре внимания. В школе создана и работает ППМС - служба сопровождения трудных подростков, которая разрабатывает рекомендации по оказанию помощи ребёнку через индивидуальные консультации, коррекционные занятия.

Профилактическая деятельность охватывает весь педагогический процесс – учебные занятия, внешкольную и внеклассную деятельность.

Особое внимание уделяется профессиональной деятельности. Психологом школы Черепановой Ю.П. проводится большая работа по профессиональному просвещению, диагностике, консультированию, тестированию, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. Эта работа проводится с обучающимися 9-11 классов.

Второй год в школе работает профилактический кружок « Мой выбор» для обучающихся 5-9 классов ( руководитель Суходолина Т.А.) На занятиях кружка даются необходимые знания и вырабатываются навыки здорового образа жизни, умение разрешать возникающие конфликты без ущерба для себя и окружающих.

Пятый год в школе реализуются образовательные программы «Полезные привычки» (1-4 класс) и «Полезные навыки» (5-8 класс). Проучены МОУ ППМС центром «Семья» профилактическим программам 25 педагогов школы. По  этим образовательным программам в 2006-2007 учебном году обучалось 312 школьников.(163 в начальной школе и 149 в среднем звене). 

Учителем  истории и обществознания Суходолиной Т.А. разработаны правоведческие элективные курсы «Ты и твои права», «Право и правоотношения», в 7-11 классах проводятся уроки «Основы правовых знаний». Обучающиеся нашей школы два года подряд становились призёрами городской олимпиады по праву и участвовали в областной олимпиаде.

 

Обучающиеся нашей школы принимают участие в акциях:

 

1.          «Школа правовых знаний»

2.          «Родительский урок»

3.     Совместные мероприятия по реализации целевой муниципальной программы «Меры противодействия немедицинскому употреблению наркотиков и борьбе с другими видами патологической зависимости у детей, подростков и молодёжи» (2006-2007 учебный год).

4.          «Думай до, а не после

В школе проводятся дни профилактики:

1.        Праздник «Ярмарка Здоровья».

l        Конкурс «Безопасный маршрут».(5-9 класс)

l        Конкурс рисунков «Здоровая планета».(1-4 класс)

l        Открытые занятия по «Полезным навыкам», «Полезным привычкам».

2.       «Неделя борьбы с курением»

·        Конкурс рисунков «Здоровому образу жизни - Да!» (1-4 класс)

·        Классные часы «Здоровый образ жизни – основа моего успеха».(1-10 класс)

·        Центр Медицинской профилактики. Тренинг.

·        5 кл. - «Правильное питание».

·        8 кл. -  «Половое созревание подростков».

·        10 кл.- «Мотивация на здоровый образ жизни».

·        Фокусная группа «Профилактика табакокурения

·        Конкурс плакатов «Скажи сигарете – Нет»

3.        Дни профилактики 

        Беседы «Я выбираю здоровый образ жизни».

·        Классные часы «Курение». «Пивной алкоголизм».

·        Мини конференция «Суд над сигаретой».

·        Игровая программа «О правильном питании».

·        Беседа волонтёров ТМУ «Предменструальный синдром у девочек-подростков».

Еженедельно инспектором по делам несовершеннолетних Октябрьского РОВД проводятся профилактические беседы и консультации для детей и родителей .В результате всей работы наблюдается положительная динамика правонарушений и преступлений, совершённых обучающимися школы.

Большое внимание в школе уделяется пропаганде медицинских, правовых знаний, проведению здоровьесберегающих мероприятий, спортивных и познавательных игр, праздников, викторин.

Вся эта работа невозможна без сотрудничества с социальными партнёрами. Большую помощь в профориентационной и профилактической работе с обучающимися оказывают Центр занятости г.Томска и «Центр планирования карьеры».Проводятся совместные мероприятия с ОГУ «Центром социальной поддержки населения города Томска Октябрьского района», Военкоматом Октябрьского района, Администрацией Октябрьского района, Департаментом по молодёжной политике и спорту Октябрьского района г . Томска.

Результативность дополнительного образования достигается за счёт:

·        высокой квалификации педагогов;

·        повышением научно-методического уровня педагогов;

·        непрерывности и преемственности общего и дополнительного образования (с одной стороны, знания, полученные на уроках, углубляются, дополняются, развиваются во внеурочной деятельности; с другой стороны, инновационные методы, приёмы, способы работы, апробированные в системе ДО, переносятся в урочную систему образования);

·        практической направленности программ дополнительного образования на основе компетентностного подхода;

·        возможностей обеспечения индивидуально ориентированного подхода;

·        совершенствования материально-технической и информационно-технологической базы для организации занятий;

·        личностного роста обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАОУ СОШ № 22       E-mail: school22@sibmail.com